Криптовалюта в России — 2 триллиона рублей, которые невозможно потрогать: российские правоохранители на страже цифрового бюджета

нет

Криптовалюта в России

В 2023-м волна законодательного урегулирования рынка цифровых активов неотступно накрывает весь мир. Криптовалюта в России стала предметом многих дискуссий в последние годы. Несмотря на то, что криптовалюты в России не являются законным средством платежа, они все еще пользуются большой популярностью среди людей, которые ищут способы инвестирования своих денег. Близятся обсуждения MiCA — нормативно-правовой базы Европейского Союза в этой сфере — в Европейском парламенте, американские и британские налогоплательщики готовятся к знакомству с новыми правилами декларирования, государственные комиссии в США продолжают терроризировать мировые криптобиржи прецедентными судебными процессами, а комитет по финансовым услугам Палаты представителей 18 апреля попытается добиться от Гарри Генслера хоть какого-то вразумительного ответа, почему криптовалюты — это ценные бумаги.

Во всём этом юридически-цифровом хаосе российский законодатель — и правоохранитель — тоже, естественно, не могли остаться в стороне. 

Объём криптовалюты у населения РФ

Ведь по оценкам экспертов, изложенным в Концепции законодательного регламентирования механизмов организации оборота цифровых валют, к началу 2022 года российскими гражданами было открыто более 12 миллионов криптовалютных кошельков, с активами на них на сумму около 2 триллионов рублей. Эти вложения превышают инвестиции российских домохозяйств в золото или паевые инвестиционные фонды. По тем же оценкам Россия сейчас занимает 3 место в мире по объему мощностей для майнинга.

Однако, возможно, в силу санкций ЕС против российских граждан, из-за отсутствия взаимопонимания между Центробанком, Минфином и другими ведомствами по поводу актуальности легализации криптовалют или же потому, что в результатах поиска судебных решений по такому фильтру мы видим исключительно приговоры, вектор законодательной инициативы в российской державе сместился в несколько иную, уголовно-карательную плоскость.

Законодательные инициативы

Так, Bitcoin.com сообщает, что Генеральная прокуратура Российской Федерации предлагает разработать и оптимизировать механизм конфискации криптовалюты как процессуальной меры. В частности, разрешить нормативно-правовым актом следственным органам создавать собственные счета и электронные кошельки для хранения арестованных/конфискованных цифровых активов, которые в дальнейшем можно будет реализовать в интересах государства или потерпевших по уголовным делам.

Мадина Долгиева, прокурор отдела управления государственных обвинителей Главного уголовно-судебного управления ведомства на Совете Федерации заявила, что для такого обновления нет даже необходимости вносить изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ – ведь это долго, — достаточно будет и соответствующего постановления правительства.

криптовалюта-в-россии-прокурор-мадина-долгиева

Источник: https://mumcfm.ru

Сложности процессуальных решений

Актуальность и неизбежность таких инноваций Мадина Муссаевна дополнительно обосновала в своей статье «Конфискация криптовалюты», опубликованной в № 37 журнала Росфинмониторинга «Финансовая безопасность» в марте этого года. В публикации речь идёт о том, что полноценное восстановление прав потерпевших и обращение в доход государства цифровых активов в делах, связанных с оборотом криптовалюты, на данный момент, в условиях недостаточного правового регулирования, не представляется возможным. Неясно, каким именно образом создать реестр площадок-обменников, как подсчитать количество электронных кошельков или граждан, ими владеющих, проблематично арестовать криптовалютные счета и их содержимое. Ведь «наличие или отсутствие у лица криптовалюты (счета или кошелька) может стать известно заинтересованным органам в случае обмена криптовалюты на денежные средства через услуги банка или добровольного сообщения об этом владельца виртуального актива».

Как мы можем сделать вывод, в результате по этим причинам при расследовании или уже судебном рассмотрении такой категорий уголовных дел возникает множество сложных процессуальных вопросов.

Судебная практика

Так, в единственном на сегодняшний день на территории Федерации приговоре 2-го Западного окружного военного суда от 26.02.2021 года по факту получения взятки в криптовалюте, судом было принято решение о конфискации в доход государства 7.74664403 ВТС, содержащихся на USB-накопителе, признанном вещественным доказательством. Отличное, юридически грамотное судебное решение, устоявшее в апелляции. Но — фактическое приведение его в исполнение в этой части абсолютно не регламентировано законом. Соответственно, правоохранители до конца не уверены в правомерности своих действий *каких бы то ни было*, а это, в свою очередь, может привести либо к бессмысленному хранению флеш-накопителя в материалах дела как вещдока, в ущерб государственному бюджету, либо к утрате или, ещё хуже, дистанционному хищению цифрового актива.

В связи с этим, на Совете Федерации, помимо электронных кошельков для правоохранительных органов, предлагалось также создать их и для органов Федеральной службы судебных приставов – и разрешить последним проводить аукционы по изъятой криптовалюте, что значительно сократило бы процесс обращения в доход государства арестованных виртуальных активов.

Изъятие криптовалюты в других странах

Нужно отметить, что подобный опыт уже есть не только в странах Запада, например, в США, где неделю назад Министерство юстиции отчиталось о конфискации 112 миллионов долларов в криптовалютах, похищенных мошенниками “pig-butchering-scam”, но даже в соседней Беларуси. Год назад там изменили Инструкцию по исполнительному производству, нормативно предусмотрев наложение ареста на криптовалюту должника, и её последующую реализацию с виртуального кошелька органа принудительного исполнения или специализированного субъекта торговли через оператора криптоплатформы/криптообменника, с их согласия. Нереализованная по исполнительному документу о конфискации имущества, об обращении имущества должника в доход государства иным способом криптовалюта дебитору, кстати, не возвращается.

Помимо оптимизации механизмов конфискации прокуратура РФ в эти дни поднимает и другие вопросы урегулирования оборота цифровой валюты, в первую очередь, как элемента борьбы с терроризмом и отмыванием доходов.  Так, Генеральный прокурор Игорь Краснов от имени ведомства в этом же выпуске “Финансовой безопасности” настаивает на «приземлении» провайдеров услуг виртуальных активов через принудительную регистрацию и обязательную передачу криптоплатформами данных клиентов правоохранительным органам. Кроме этого, он говорит и о безусловном признании цифровых активов предметом преступления, и об определении порядка и оснований совершения с ними процессуальных действий (изъятия, хранения, конфискации и т.п.).

криптовалюта-в-россии-прокурор-Игорь-Краснов

Источник: https://mumcfm.ru

Криптовалюта в России — перспективы

В целом, такие инициативы правоохранителей, наряду со слухами о криминализации “серых” майнеров за уклонение от уплаты налогов и “незаконную организацию обращения цифровых валют”, говорят, с одной стороны, о медленном, но уверенном признании крипты в РФ в качестве реального платёжного средства, закреплении её правового режима, но с другой — это попытки государственного аппарата централизовать и подчинить децентрализованное и независимое…

Что из этого выйдет, покажет время. И наш сайт, где мы обязательно об этом напишем 🙂

А пока просто помните, что, если вы живете в регионе со льготными тарифами на электроэнергию, то ваш майнинг становится чрезвычайно очевидным для всех, кто мечтает о новых звездах не над нашими головами. Не давайте поводов незваным гостям, берегите себя — и инвестируйте с умом!

Наш спонсор инновационное приложение по поиску недвижимости, у которого нет аналогов – https://t.me/neurostatecom

Метки: , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *